Основной аргумент, выдвигаемый в пользу инфекционной природы лимфогранулематоза, базируется на эпидемиологическом анализе частоты заболеваемости в разных регионах.
В группу повышенного риска выделяют однояйцевых близнецов в случае заболевания одного из них, ближайших родственников больных и лиц, перенесших инфекционный мононуклеоз. Инфекция в раннем детстве может привести к иммунизации без проявления признаков заболевания, в более поздние сроки — к развитию лимфогранулематоза.
О значении генетических факторов в его этиологии можно судить на основании частоты выявления определенных HLA-антигенов, в первую очередь, у идентичных близнецов.
Следующая теория — вирусное поражение Т-лимфоцитов. Повышение спонтанной трансформации и появление гипербазофильных клеток в периферической крови могут служить признаком иммунной защиты сенсибилизированных лимфоцитов от генетически чужеродных, пораженных вирусом клеток.
Клиническое течение заболевания зависит от локализации первичного очага, степени вовлечения в процесс близлежащих органов и морфологического варианта заболевания.
Диагноз лимфогранулематоза может быть установлен только на основании гистологического исследования, после биопсии лимфатического органа или узла. Доказательством наличия лимфогранулематоза является обнаружение клеток Березовского—Рид—Штернберга.